13:46 Педагоги считают, что их кинообразы подрывают авторитет профессии | |
Ассоциация молодых учителей России направила кинематографистам открытое письмо. "Стране нужны фильмы и телепередачи, прославляющие профессию учителя, - говорится в нем. - Без положительного информационного фона, без хорошего кино про молодого современного педагога мы потеряем то доброе и светлое, что связано с нашими детскими воспоминаниями о школьных годах, потеряем богатейшее наследие... и нам сложно будет с уверенностью смотреть в будущее". В рядах "негатива" названы сериал "Школа", фильмы "Географ глобус пропил", "Училка", "Физрук", "Горько!". "Россия не может развиваться под аккомпанемент подобных произведений!" - утверждают учителя. Учителя правы: под такой аккомпанемент никакая страна развиваться не может - люди на экранах собачатся и базарят, как в "Школе", беспробудно пьют, как в "Горько", хватаются за пистолет, как в "Училке", - отходы жизни заполнили все пространство экранов. Учителя неправы: чтобы стране развиваться, нужно лечить язвы, а чтобы лечить, нужно их видеть. Общество должно смотреть на себя трезвыми глазами хирурга - стало быть, нужен и "Географ" с его недоучившимся учителем, и "Левиафан" с его коррумпированным пастырем, и "Класс коррекции" - о нашей глухоте к бедам тех, кто на нас не похож. Как была нужна и стала вехой в кино история о искалеченных судьбах в "школьных" фильмах "А если это любовь?" Райзмана и "Вам и не снилось..." Фрэза. Или предтеча "Училки" - попавшая в плен к ученикам "Дорогая Елена Сергеевна" Рязанова. Они тоже пытались пробудить нас от спячки, открыв глаза на жесткие проблемы жизни. Но согласимся, что плох хирург, не верящий в успех операции, - и те пилюли были целительными, хоть и горькими. Их отличие от нынешних опусов не в предмете рассказа и не в трезвом взгляде на реальность, а в том, что они укрепляли веру человека и общества в самих себя. А после "Школы" хочется навсегда забыть о любой школе, а после "Училки" ни одной училке уже не поверишь, а после "Горько" реально хочется напиться - просто чтобы не быть белой вороной в вечно бухающей стае. Мы легко объявляем враньем и пропагандой любой позитив - и "Повесть о настоящем человеке" сменилась унылой коллекцией людских мерзостей. Кино стало даже не черно-белым, а просто - черным, мрачным, беспросветным. Оно само разучилось быть Учителем. Открытое "менторство", как в блестящем фильме "Чужие письма", - это теперь ругательство, хуже черной оспы. Гоголевский завет о театре как кафедре, с которой толпе читается живой урок, не просто забыт, но и высмеян. И поколение режиссеров выросло в уверенности, что единственная задача кино - неустанно вскрывать язвы, все вокруг заливая кровью и гноем, а декларированная Пушкиным цель "чувства добрые пробуждать" давно потеряла актуальность. Вот так и мечемся в противоречиях и всегда требуем крайностей, не зная золотой середины. А в реальности любой стакан либо наполовину полон, либо наполовину пуст - и все зависит от точки зрения. Точкой зрения, авторской позицией, думаю, и озабочены учителя. Возлагая на кино часть ответственности за падение престижа своей профессии, они правы: нельзя делать фильм о школе, ее сызмальства ненавидя, как это случилось с пресловутым сериалом. Беря на прицел дурное, почему не заметить хорошее - хотя бы для драматургического противовеса, как всегда бывает в жизни? В конфликт с тупыми коллегами вступали герои "Доживем до понедельника" и "Большой перемены". В одном из новых районов Екатеринбурга я видел школу, ученикам которой можно позавидовать: такие у них условия, такие у них учителя, - все это есть в реальности. Но у нас опять торжествует теория бесконфликтности, только уже не лучшее воюет с хорошим, а одни гопники, возясь в своей блевотине, мутузят других. Торжествуют коммерческие поделки типа "Выпускного" или "Физрука". Решили снять ремейк испанского сериала "Физика или химия" - и сразу пошла другая мера уважения людей школы друг к другу, другой уровень цивилизации. Но оборвали на половине - перепугались: там нет чернухи, но есть всегда сложная правда. Какова жизнь - таково и кино? Первична жизнь - кто спорит! Но с появлением искусств, способных менять массовое сознание, - кино и ТВ - эта истина уже не так абсолютна. Это почти век назад доказано опытом и советского кино, и Голливуда: оба формировали массовые представления о плохом и хорошем. И я бы не стал отмахиваться от пионерски сформулированного, но по сути серьезного письма учителей, которые, в отличие от нас, о Гоголе с Пушкиным помнят не только в дни больших юбилеев. Прямая речь Александр Велединский, режиссер фильма "Географ глобус пропил": - Проблема, на которую обращают внимание молодые учителя, конечно, существует, и когда в пример приводится классика нашего кино - "Доживем до понедельника" - я только "за". Но это тема для "круглого стола", для аргументированных бесед, а не для открытых писем, которые словно возвращают нас в нехорошие времена доносов и уже поэтому вызывают у художников нервную реакцию. Там в одном ряду стоят картины очень разные и - о разном. Фильм "Географ глобус пропил" - это не "школьное кино" и вовсе не об учителе. Он о случайном человеке, который вынужден работать в школе. По его герою можно судить о русской интеллигенции, но никак нельзя судить об учительстве. Авторы письма говорят о высоких зарплатах педагогов, а я хочу им ответить: садитесь в машину времени и поезжайте в 2011 год, когда мы снимали "Географа", - учителя реально бедствовали. Директор школы в Перми получал пятнадцать тысяч, рядовой учитель - до пяти! Такая реальность, а вовсе не кино, роняет престиж профессии. И я не понимаю, что значит "прославлять". О том, что сейчас происходит в нашей стране, впору бить в колокола, а не тешить себя фильмами-здравицами. Что же касается положительных примеров - конечно, они есть. Вот писатель Дмитрий Быков преподает в школе и много хорошего рассказывает о своих учениках. Вот и написал бы сценарий об этом хорошем - а я бы его с удовольствием снял. Мнения Роман Дощинский, член Общественной палаты, председатель Ассоциации учителей русского языка и литературы Москвы: - С положительным образом педагога в СМИ у нас действительно дефицит. Это происходит в том числе из-за того, что учительство не заявляет о себе в смысле позитивного пиара. Учитель сегодня загружен так, что у него нет времени на то или иное публичное заявление. Анекдоты про учителей были во все времена, настоящему педагогу это никогда не помешает в работе и не унизит его. Другое дело, что сегодня мы должны встать на защиту традиционных ценностей в образовании. Константин Тхостов, сопредседатель Ассоциации молодых учителей России, директор лицея 369, Санкт-Петербург: - С одной стороны, внимание СМИ сыграло позитивную роль в формировании положительного образа учителя. С другой стороны, есть вопросы, на которые стоит обратить внимание. Актеры в фильмах "Физрук", "Училка", "Географ глобус пропил" играют прекрасно, но к сюжетам есть замечания. Они дискредитируют профессию учителя. В школах уже давно нет ни трудовиков, ни физруков. И не может попасть в школу человек с криминальным прошлым. У меня в лицее преподаватель труда - один из самых любимых учителей у ребят, которых он в наш техногенный век учит работать руками. Преподаватели физической культуры не имеют ничего общего с "физруками". Павел Северинец, директор московской школы N 444: - Это тот случай, когда режиссеры отстали от реальной жизни и того, что происходит сегодня в школе. Физруки, училки --старый тренд. К сожалению, долгое время профессия учителя была не самой популярной в обществе. В последнее время ситуация меняется. В учителя идут успешные люди, которые понимают, для чего выбрали эту профессию, и уверены в завтрашнем дне. Все фильмы, которые чернят школу, скорее, страшилки для родителей. Дети видят, что на самом деле происходит в школе, и очень часто их оценка отличается от родительской. Никакой фильм не оттолкнет молодого человека от того, чтобы прийти работать в школу. Галина Черных, учитель московского лицея N 1535, лауреат премии Президента: - Общественное мнение формируется многими факторами. В том числе с помощью телевидения. Не надо забывать, что современные дети - визуальщики, картинка на экране для них очень важна. Да, не все дети сейчас смотрят телевизор - у моих учеников на это иногда просто нет времени, но если им надо, они найдут информацию в Интернете, посмотрят фильм в сокращенном варианте или трейлер. Если мы будем показывать учителя бедным, несчастным, убогим, такой образ и будет формироваться в обществе. Обратите внимание, после сериала "Менты" милиционеры так и остались "ментами". Телевизионные образы во многом формируют впечатление общества. Вспомните Чумака и его сеансы, когда у телевизоров заряжала воду вся страна. Сейчас об этом смешно вспоминать. Но ведь все это было! Ольга Сазонова, преподаватель иностранного языка частной языковой школы, Казань: - Мне кажется, подростки вообще не смотрят телевизор. У них другая проблема - компьютерная зависимость. У меня есть ученик, который не может оторваться от компьютера, соцсетей и игр. Его не волнуют ни физруки, ни училки. Источник: Российская газета | |
|
Всего комментариев: 0 | |