Главная » 2017 » Январь » 20 » Освобождение от избыточной отчетности: отзывы учителей и директоров школ
21:06
Освобождение от избыточной отчетности: отзывы учителей и директоров школ


По итогам I полугодия 2016/2017 учебного года были проанализированы практические результаты реализации рекомендаций Министерства образования и науки Российской Федерации и Общероссийского Профсоюза образования по сокращению и устранению избыточной отчётности учителей.

Мнения учителей и директоров школ изучила специальный корреспондент "Учительской газеты" Вера Кострова.

Многие опрошенные учителя отмечают позитивные тенденции и конкретные факты снижения их бюрократической нагрузки, хотя соответствующий процесс происходит в различных регионах и школах неравномерно.

В то же время руководители общеобразовательных организаций констатируют необходимость принятия действенных мер по сокращению отчётности не только учителей, но и школ в целом.

Пора лимитировать количество запросов от школ

Идите вы... в СПАМ, или Письмо больной голове от уставших ног

На одном из мастер-классов Фестиваля школьных учителей в Елабуге (он проходил в августе этого года, а вела его, как сейчас помню, гостья из Эстонии, психолог по специальности) участников попросили найти метафору, лучше всего отражающую положение современного учителя. Вариантов поступило много, но лучшим все признали образ, предложенный казанскими учителями. Они показали на планшете известный памятник Мусе Джалилю, поэту и народному герою Татарстана, установленный в самом сердце столицы, у стен Казанского кремля. И пояснили: «Современный учитель изо всех сил рвётся к детям, хочет научить их, стремится общаться с ними, но его связали по рукам и ногам». «Кто связал?» – удивилась модератор, не слишком осведомлённая в реалиях российского образования. Все сидящие в аудитории дружно ответили: «Документация и писанина».

За границей такого не ведают, хотя и там учителя кое-что пишут и заполняют. Но таких масштабов бюрократизации школы, как у нас, нет, наверное, нигде. Вывод можно было сделать, пообщавшись с коллегами из других стран, модераторами фестиваля в Елабуге.

Повторю, что разговор о перегруженности учителей происходил в августе, хотя ещё в мае были опубликованы рекомендации Минобрнауки России и Общероссийского Профсоюза образования по скорейшему решению острой проблемы, о которой учителя в последние годы свидетельствовали на всех уровнях.

Допустим, и вероятнее всего, в августе учителя ещё не знали о существовании этих рекомендаций. Знают ли о них сейчас? Удалось ли что-то изменить в лучшую сторону за прошедшие месяцы учебного года?

Чтобы ответить на эти вопросы, мне пришлось поговорить с учителями и директорами школ из разных регионов. Всего в опросе приняли участие представители семи регионов, от Санкт-Петербурга до Хакасии, от Волгограда до Кировской области, то есть полученные данные можно вполне назвать репрезентативными. Выяснилось, что примерно половина опрошенных респондентов знает о рекомендациях. То есть слышала о них или даже читала. Вторая половина посмотрела их по нашей просьбе. Отношение к предложенным мерам тоже двоякое: от оптимистического до скептического.

Приведём некоторые отклики.

Вот, например, очень позитивное мнение учителя из Саратовской области: "Безусловно, такие рекомендации будут способствовать разгрузке учителей в плане бумажной отчётности. Сегодня конспекты уроков администрация не запрашивает (только в целях распространения педагогического опыта, если нужен конспект или технологическая карта открытого урока). Отчётность по окончании четверти также снизилась и упростилась. Остальные пункты тоже не нарушаются. Будем надеяться, что станет ещё легче и проще с отчётностью и все силы можно будет направлять непосредственно на любимую и привычную работу". Нельзя не порадоваться за саратовцев. Но так хорошо дела обстоят, пожалуй, только у них. Потому что остальные отзывы более сдержанные. Вот, например, мнение учителя из Волгограда: "По сравнению с прошлым годом загруженность писаниной примерно такая же, во всяком случае у тех, кто является классным руководителем. Каких только отчётов мы не сдаем! И все срочные, все нужны были "вчера". Хоть уроки бросай и пиши бумаги. Эта бюрократическая гонка отнимает силы и время".

А вот отзыв из Хакасии: "Степень загруженности немногим стала меньше. Даже положение об отчётности в школе появилось, мы расписались в нём. В частности, рабочие программы стали гораздо проще, банк одарённых теперь корректируем 1 раз в год (а раньше было 2). Вот, пожалуй, и все изменения. Журнал по-прежнему заполняем в двух вариантах (электронный заполняем дома, потому что в школе отключили Интернет). Сдали отчёт по летней занятости детей, по занятости в дополнительном образовании и др. А недавно писали отчёты по наличию фликеров у детей и проведённую работу по вопросам необходимости иметь фликеры (фликеры – это светоотражающие детали на одежде). Подозреваю, что проблема с такого рода отчётами возникает исключительно на местном уровне".

А вот ещё описание ситуации по бумажной нагрузке в одной из школ Оренбургской области: "Сам я рекомендации прочитал пару недель назад. В школе выяснил, что коллеги-учителя про них вообще не слышали. Подозреваю, однако, что администрация в курсе, потому что неожиданно снизила требования по рабочим программам ещё в начале года, даже разрешила учителям английского пользоваться авторскими печатными. В целом документ вселяет надежду на лучшее, особенно радует пункт о поурочных конспектах. Сейчас с нас требуют в каждом уроке на каждом его этапе перечислять универсальные учебные действия. УУД – нечто не вполне определённое, а в рамках урока – и вовсе неуловимое. Для универсалий их слишком много, названия их явно сконструированы наспех. На мой взгляд, они выскочили в школу из какой-то неизвестной области знания, заменив так и не понятые педагогами компетенции. Теперь, судя по рекомендациям, выходит, что просмотреть конспект проверяющий не может, стало быть, можно и не перечислять УУД. Много и других плюсов. За аналитические отчёты математики и словесники хором спасибо скажут. Обход микрорайона отменен – тут уж и комментировать нечего. Только вот как дальше эти рекомендации будут реализовываться? Одного только приветствия их учителями, пожалуй, маловато будет. Вспоминается чей-то афоризм – продолжение чеховского высказывания: "Я всю жизнь выдавливал из себя по капле раба, но мой начальник так и не смог выдавить из себя рабовладельца".

А что же начальники? Каково их мнение? Управленцев мы не опрашивали, а у директоров, как выяснилось, тоже нет единодушия в оценке рекомендаций по уменьшению отчётности.

Мнение директора сельской школы Нижегородской области можно отнести к скептическим:
"Ознакомился с рекомендациями. Уверен, проблему они не решат. Речь в них, по большей части, идёт о "разгрузке" учителей не путём уменьшения запросов, отчётов и прочей писанины, а путём перераспределения функционала. Разгружать, на мой взгляд, нужно не столько учителя, сколько школу в целом, в которую сегодня суются все, кому не лень: социальные службы, пенсионный фонд, налоговая, полиция, прокуратура, финансовые органы, МЧС и так далее. Все хотят читать лекции, проводить открытые занятия, опросы, рекомендуют проводить определённые мероприятия и прочее, всё это льётся через министерство или управления образования с требованием обязательных отчётов о проделанной работе. Разгрузка учителя через завал завуча – не выход. Замы уже сейчас не занимаются своими прямыми обязанностями - учебно-воспитательным процессом, а составляют и отправляют бесконечные срочные отчёты".

О том же самом говорит директор школы из Кировской области: "У нас учителя не перегружены, их тяготит лишь необходимость заполнения двух журналов. Это отнимает время, но смысла не имеет. Зачем заносить все в электронные журналы и дневники, если родители заглядывают туда не часто? Нет у них такой привычки, она попросту не сформирована, хотя интернет доступен многим. Зато в наших школах очень сильно перегружены завучи. Они работают чуть ли не круглосуточно, но в бюджетах массовых школ (про элитные учебные заведения не говорю, но их немного) просто нет денег, чтобы как-то компенсировать их трудозатраты, нервные и физические перегрузки. На каждом из завучей лежит ещё и груз колоссальной ответственности, это тоже нужно принять во внимание. Фактически каждый из завучей, работая на одну ставку, выполняет по объёму двойную работу. Но сейчас мы не можем ввести дополнительную ставку завуча, денег в бюджете на это нет".

Директор школы из Санкт-Петербурга делится своим наблюдением: "Рекомендации я увидела случайно месяц назад, по диагонали их прочитала и поняла, что многое из того, что советуют, мы "изобрели" сами, например, группы учителей разрабатывают рабочие программы. Обходов участков у нас давно нет и конспекты мы никогда не требовали. Моя задача как директора – оградить учителей от всего, что может отвлечь их от работы с детьми. Дети – наш приоритет. Поэтому бумагой завалены не учителя, а я и мои заместители. Вот как бы нас разгрузить?"

Не знаю, как у вас, дорогие читатели, а у нас после опроса родилось такое предложение по решению острой проблемы: "Необходимо строго (и даже с помощью технических средств) лимитировать количество запросов и требований, исходящих от местных органов власти образовательным организациям. Например, не более четырёх в месяц. Если лимит исчерпан, электронная почта школы автоматически блокирует запрос и посылает его в СПАМ. Вы согласны? Если дурная голова ногам покоя не даёт, так надо лечить голову, а не ноги".


Специальный корреспондент "Учительской газеты" Вера Кострова
Просмотров: 410 | Добавил: bilalov_1962 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar