Главная » 2016 » Июнь » 1 » Минобрнауки РФ разработало обязательный перечень произведений для школы
17:33
Минобрнауки РФ разработало обязательный перечень произведений для школы

Минобрнауки разработало обязательный перечень произведений для школы, но обещает, что «запретной литературы» не будет. Министр образования РФ Дмитрий Ливанов подтвердил, что ведомство готово к дискуссиям и составлению перечня произведений.

Единый список литературы для всех школ все же будет создан. «Известия» не раз писали о том, что на формировании такого перечня настаивает патриарх Московский и всея Руси Кирилл. По мнению главы РПЦ, необходим так называемый «золотой список» литературы, куда войдут произведения для изучения в школе с возможностью выбора только из него.

«Не надо бояться, что в такой ситуации учителей лишают выбора. Выбор есть всегда: трудиться добросовестно или спустя рукава, искренне любить детей и свою профессию или относиться к ней безразлично», — цитирует патриарха Кирилла «РИА Новости».

Министр образования Дмитрий Ливанов подтвердил, что ведомство готово к дискуссиям и составлению перечня произведений.

— Тема, поднятая патриархом, действительно важна, и министерство предпринимает последовательные шаги по развитию содержания школьной программы, — сообщили «Известиям» в Министерстве образования. — При активном участии педагогического сообщества министерство разработало список литературы, обязательной для изучения в школе, список авторов, чьи произведения педагоги и учащиеся могут самостоятельно выбирать для изучения, а также список рекомендованных тем для изучения, в рамках которых педагог выбирает литературные произведения. Данный подход предоставляет учащимся возможность сбалансированно изучать классические произведения и современную литературу, вовлекая их в процесс чтения.

В министерстве подчеркнули, что готовы вести диалог с экспертным сообществом по актуализации списка литературных произведений: «Речь не идет о каких-либо запретах на выбор конкретных произведений и тем более появлении какой-либо «запретной литературы».

В целом, как считают эксперты, список значительно облегчит жизнь всем — и школе, и ученикам, и экзаменаторам.

Как сказал «Известиям» заведующий научно-учебной лабораторией лингвистической конфликтологии и современных коммуникативных практик НИУ ВШЭ Максим Кронгауз, «это более простое решение для всех — и для школы, и для учеников».

— С появлением списка достаточно будет знать энное количество произведений, и если ты допустил ошибку в перечислении имен персонажей, это скажется на оценке. Список облегчает жизнь всем, в том числе экзаменаторам, — говорит Максим Кронгауз. — Конечно, более сложным и правильным было бы создание не жесткого списка произведений, а перечня авторов, которых рекомендуется читать. Лучше, если бы была некая подсказка в выборе, а не фиксация условно ста произведений. Да, может быть какое-то количество обязательных для всех книг, а дальше — более сложные правила выбора.

ЕГЭ по литературе, к которому немало претензий у всех причастных сторон, в случае появления списка станет более структурированным.

— Как ни парадоксально, но если список небольшой, его появление не так уж и плохо. Потому что он внесет некую вменяемость в существующее зло ЕГЭ, — считает преподаватель русского языка и литературы Елена Калайтан. — Если мы посмотрим на список произведений, входящих в необходимый минимум для сдачи ЕГЭ по литературе, то увидим, что он весьма велик. Кроме того, если с литературой XIX века все понятно и там нет ничего нового — «Мертвые души», «Ревизор», «Гроза» и так далее, то когда речь идет о XX веке, начинаются проблемы.

Дело в том, что выбор, к примеру, русских советских поэтов зависит исключительно от компетенции преподавателя и того времени, которым он располагает.

— В целом средний ученик 11-го класса не знает ничего. Если появится список условно из ста фамилий и будет сказано, что ученик должен прочесть, например, «Василия Теркина» Твардовского, два стихотворения Бродского и одно стихотворение Вознесенского, это, конечно, будет выглядеть довольно глупо, — говорит Елена Калайтан. — Но с другой стороны, если каждый ученик будет знать наизусть что-то из нашей классики, большой беды в этом нет. Самое главное, чтобы у учителя осталась возможность это все дополнять в процессе преподавания.

Максим Кронгауз также убежден, что у преподавателя все же должна оставаться возможность принимать самостоятельные решения: «У хорошего учителя гораздо больше гибкости, и его ученики будут читать произведения и вне этого списка».

В то же время эксперты говорят, что если проверка знаний будет основываться на фиксированном списке, детям гораздо проще будет сдавать экзамен.

— То, что дают изучать, и то, что спрашивают, должно соответствовать друг другу. А сейчас этого нет — список литературы очень обширный, потому что, с одной стороны, утверждается, что список литературы — на выбор учителя, с другой стороны, существует масса разных учебников. И если мы берем среднего ребенка, то он хлопает глазами и говорит, что «не знал, что вот это вот надо было читать», — поясняет Калайтан.

Эксперты сходятся в одном — жесткий список литературы, не допускающий «вольностей» со стороны педагога, подходит далеко не всем.

— Такой список не очень подходит гуманитарным школам, гуманитарным классам, — считает Максим Кронгауз. — Конечно, жизнь не укладывается в сто отобранных раз и навсегда произведений. И я думаю, все будет меняться и дополняться.

Источник: ИЗВЕСТИЯ
Просмотров: 352 | Добавил: bilalov_1962 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar